nin_mak (nin_mak) wrote,
nin_mak
nin_mak

Categories:

О прочитанном недавно. И. Грабарь

В августе раньше срока прочла весь предыдущий выбор библиотечных ккниг.  Времени на библиотеку катастрофически не было. Из собственных книг решила пречитать книгу, которую ни разу не перечитывала.
  Это Игорь Грабарь. "Искусство в плену"  Изд. "Художник РСФСР" Ленинград 1971 год
 
Вот такая древность) А купила я ее давно. На книжном развале в Ялте, на Пушкинской.  Был такой, напротив "Канцелярских товаров" и католического костела. Я тогда часто там прикупала книги по искусству, живописи и художественные. Сейчас развала уже нет.
  Помню перевое впечатление от этой книги. Кажется, что именно с нее впервые я встретилась с таким течением, как экспрпрессионизм. Именно из этой книги я с удивлением узнала, что Морис Утрилло - сын Сюзанны Валадон.



А весь труд Грабаря произвел на меня громадное впечатление. Здесь он . как искусствовед - художник рассказывает о живописи.
 Но сейчас перечитывая, вижу исчезнувшие уже из современной жизни штампы и попытки все объяснять в искусстве с точки зрения идеологии далекого советского прошлого.
 Вижу как трудно было художнику  лавировать между истинной художественной оценкой новых современных направлений в живописи, между восхищением ею и говорить с осуждением о роли  и влиянии измов авангардных на массы в условиях капиталистического общества.
 Он должен был осуждать тогда в 20-ые годы андеграунд, авангард как гражданин Страны Советов и не мог не оценивать его значение, как художник.
 И само предисловие к изданию доктора искусствоведения, академика академии художств СССР Кеменова объясняет этот труд как "о положении искусства в капиталистическом обществе"  Книга была написана в результате поездок в Западную Европу и США в 1923 и в 1924 годах и в 1929 году.
  Грабарь провел восемь месяцев в странах Европы и Америки: это Германия, Швеция, Дания, США. В 1929 году около полгода в Германии, Франции, Бельгии, Голландии.
 Грабарь рассказывает о художественной жизни в этих странах в тот период и впечатления от посещения выставок и музеев. А также влияния течений, идущих из Франции, на развитие всего современного искусства
 Вот что пишет Кеменов в предисловии: "Грабарь... предостерегает художников против слепого следования взятому в Париже лет тридцать назад "равнению налево"( напоминанию,на это издание и предисловие 1971 года)
 Хотя лично я не понимаю, почему было опасно равнение на Париж в то время.  Все новое всегда привлекает и интересно.
Но Грабарь напоминает, что следует учиться у Рембранта, Веласкеса, Вермеера Дельфтского, Гальса, Курбе, Ренуара и Дега.
 В книге рассказы о творчестве художников от Рембранта до Курбе, от Гальса до художников импрессионистов, от Милле до Кокошкии и Марка, Ре
 Но во всем веяние советской идеологии. Вот автор предисловия Кеменов так характеризует Сезанна и его творчество: " ... начавшийся в его творчестве отход от идейной содержательности исусства очень сузил само понимание Сезанном задач живописи (что отрицательно сказалось на решении таких важнейших задач как трактовка образа человека"
 Я не искусствовед. Но несмотря на все эти упреки, я не могу согласиться с академиком, что если талантливый  художник рисует один и тотже природный объект в разное время года и суток, при различном освещении солнцем - что здесь полхого. Я про гору Святой Виктории, которую так любил писать Сезанн.




Книга эта выручила меня, когда читать было нечего. И всегда будет выручать при нехватке времени сходить в библиотеку или в книжный магазин. Всё это далековато от моего дома.
 Вы только посмотрите на оглавление!
Германия.
Только некоторые главы приведу: на поводу у Франции; под левым уклоном; Ван - Гог; музеи и музееведы; коллекционеры и торговцы.
 Франция:
Лувр: Люксембургский музей: Курбе; художники и маршаны; новейшее искусство"
Бельгия и Голландия.
Видения Вермеера и Гальса.
 Грабарь не мог не сказать в то время, когда рассказывал о творчестве Ван - Гога, что Ван - Гог "певец бедняков", ненавидевший все виды эксплуатации"
 И иллюстрации к Ван-Гогу соответствующие: "Ткач за станком", "Скорбящий человек". Сюда бы еще "Едоки картофеля". Но есть красочные иллюстрации "Почтальон Рулен" и "Подсолнухи".
 Не знаю, как там было у Ван - Гога с отношением к  эксплуатации в капиталистическом обществе, но Ван - Гог - гениальный удожник.
 Мой Ван - Гог - это "Красные виноградники и в Арле", "Звездная ночь", "Ночная терраса и кафе", "Дорога с кипарисом и звездой" и другие картины с его трагичной яркостью красок, волнистых линий и спиралей.





Вернемся к книге Грабаря.
Грабарь даже пишет о забытых сейчас женщинах - художницах Франции начала века: Берты Моризо, Сюзанны Валадон, Мари Лорансен, и характеризует их творчество, как малоталантливое и даже бездарное. Википедия против)
В книге 28 иллюстраций.
Алфавитный указатель фамилий художников и коллекционеров. С краткой характеристикой творчества художника. Всего около 200 фамилий. Читать не перечитать.Даже одного этого перечня хватит на один - два вечера. А еще примечания к сноскам. Тоже своего рода энциклопедия по истории живописи и искусства.
Вот какую замечательную книжечку я обнаружила в своей библиотеке.  И теперь не надо думать, что бы еще почитать, когда все библиотечные книги прочитаны.


Tags: Алупка, Большая Ялта, Быт, Досуг, Книги, Читаю, Чтение, ЮБК, ЮБК. Ялта. цены, Ялта, благоустройство, быт, бытовое, книги, мои стихи, поселки, чтение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад!

  • Где была, что видела

    Сегодня в Кореизе пасмурный тёплый день. Нет ветра, нет дождя. Много гуляющих. И впервые днём сегодня не топят, батареи холодные. Это радует, в…

  • Читая старые посты...

    Мне очень понравилась идея ЖЖ напоминать о старых постах. Читаю некоторые, как увлекательную повесть. Неужели это было? Неужели это я писала, ну и…

promo nin_mak november 15, 16:27 11
Buy for 50 tokens
Парк Годлевского возник по инициативе мэра Алупки Годлевского на месте дачек и огородиков в зеленом массиве, в западной части Алупки. Было это в начале 70-ых годов прошлого века. Сажать ничего не надо было, на месте уже росли кустарники. сосны дубы, кипарисы. Появились аллеи, скамеечки. Даже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment